Горячая линия юридической помощи
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)
Перепланировка

ЖК РФ о перепланировке и переустройстве

Written by manager

В погоне за улучшением собственного жилья собственник нередко прибегает к процедурам, связанным с частичным демонтажем стен, возведением новых перегородок или изменением системы коммуникаций, что относится к понятиям перепланировки и переустройства.

Положения ЖК РФ о перепланировке содержат в себе ряд правил, которые должны быть соблюдены в процессе изменения технических характеристик квартиры. Прежде всего, они связаны с проведением согласовательных процедур, результатом которых выступает документ, подтверждающий законную возможность выполнить перепланировку и переустройство.

Определение понятий

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Жилищный кодекс содержит в своих положениях определения, раскрывающие суть понятий переустройства и перепланировки, проводимых в жилых помещениях. Законодатель закрепил данные определения в ст. 25 упомянутого документа.

Наиболее значимой отличительной чертой действий по перепланировке и переустройству, в отличие от иных незначительных изменений в конструктивных элементах квартир и переделок, выступает необходимость обязательного отражения всех полученных изменений в техническом паспорте.

Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения

В качестве переустройства необходимо рассматривать те изменения, которым будет подвергнуто различное оборудование, а также инженерно-технические сети.

Такие действия могут включать в себя:

  • прокладку или замену систем, отвечающих за поступление коммунальных услуг в квартиру;
  • замену приборов, относящихся к газовому оборудованию на их электрические аналоги;
  • перенос в иное место или создание вновь туалетной и ванной комнаты;
  • монтирование душевых кабин или иного оборудования для ванны комнат;
  • проведение работ по изменению конфигурации ранее монтированной электропроводки.

В то же время перепланировка не направлена на изменение коммуникационных систем.

Ее основное предназначение связано с изменением конфигурации самого помещения, что выражается в:

  • изменении показателя площади или количества комнат;
  • переносе перегородок;
  • установке или демонтаже (с заделыванием) дверных проемов;
  • проведение переоборудования помещений, имеющих подсобное значение (кладовая, гардеробная, тамбур).

Какими законами регулируется в 2019 году

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок, с соблюдением которого выполняется оформление перепланировки в 2019 году, выступает ЖК.

Положения ЖК РФ о перепланировке и переустройстве жилых помещений позволяют определить процедуру:

  • официального оформления перепланировки жилых помещений;
  • получения разрешительной документации, дающей право на реконструкцию жилья.
Указанные нормы выступают в качестве основных правил, которые должны быть соблюдены в ходе перепланировки. Как и любой законодательный акт, ЖК содержит в себе и сведения об ответственности, т.е. возможности наступления негативных последствий в случае самовольной перепланировки.

Среди документов, регулирующих вопросы о перепланировке жилья, можно отметить и такие акты как:

  • правительственное Постановление № 621-ПП, принятие которого состоялось 16.08.05 г.;
  • принятое Правительством Москвы в 2005 г. Постановление № 73-ПП, определяющее порядок выполнения действий по перепланировке московского жилья.

Решение собственника о перепланировке должно находиться в соответствии с вышеуказанными актами законодательства. Результат несоблюдения таковых выразится в возникновении проблем в официальном оформлении выполненных работ.

ЖК РФ о перепланировке

Весь комплекс положений, касающихся процесса перепланировки, содержит в себе Глава 4, сформулированная законодателем в действующем ЖК. Указанные нормы позволяют определить, какие работы относятся к работам по переустройству, а какие имеют явные признаки перепланировки.

Статья 26 ЖК устанавливает обязательность наличия согласования проведения собственником работ, результатом которых является изменение конструктивных элементов или инженерно-технических сетей, с органом, представляющим местное самоуправления.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Получение такого согласования поставлено в зависимость от предоставления собственником ряда документов, которые подлежат рассмотрению согласующим органом на протяжении 5 дней.

Изучение представленной документации может стать поводом для отказа в согласовании документации, что должно быть оформлено отдельным решением органа согласования.

Только при наличии положительного решения собственник имеет правовую возможность завершить запланированные работы и зафиксировать их выполнение с представителями созданной комиссии.

Заключительная статья рассматриваемой главы ЖК, указывает на те последствия, которые могут стать результатом проведения самовольных работ по переустройству и перепланировке.
Переустройство и перепланировка жилого помещения (ст. 25-ЖК РФ)

Переустройство и перепланировка жилого помещения (ст. 25-ЖК РФ)

Порядок согласования переустройства

Указанные в ЖК положения обязывают собственника осуществлять согласование планируемого переустройства с самоуправлением в лице местного органа.

Основным требованием таких органов выступает соблюдение строительных и санитарных норм, а также технических регламентов и иных нормативов, которые утверждены с целью создания безопасных и благоприятны условий проживания в жилых помещениях.

Переустройство не должно нарушать прав тех лиц, которые проживают как в самой квартире, так и вне нее.

Особая процедура согласования переустройств касается тех знаний, которые отнесены к числу памятников культурного наследия. В этой ситуации не обойтись без заключения органа, занимающегося охраной таких памятников. Заключение должно содержать в себе сведения о допустимости или недопустимости выполнения планируемых работ.

В том случае, если основанием пользования жильем является договор о социальном найме, наниматель должен получить у наймодателя соответствующий документ, предоставляющий ему право на проведение переустройства.

Необходимые документы

Орган местной власти принимает решение о предоставлении согласования перепланировки или отказе в его предоставлении на основании документации, переданной самим собственником (уполномоченным им лицом).

Обязательными к предоставлению являются документы:

  • выступающие подтверждением наличия права собственности на жилое помещение, а при проведении в квартире, полученной для использования в рамках социального найма, подтверждающие полномочия обратившегося;
  • отражающие единогласное согласие каждого из собственников жилья и каждого отдельного члена семьи нанимателя на проведение работ по переустройству;
  • имеющие характер проекта тех изменений, которые планируются к осуществлению в конкретной квартире.

Обязательным к предоставлению является технический паспорт. Полученные в нем сведения позволят сделать вывод о текущем состоянии жилья, а также станут основой будущего решения о возможности изменения его конструктивных элементов.

В дополнение к указанной документации собственники квартир, размещенных в зданиях, признанных памятниками архитектуры или ценностью культурного значения, должны предоставить к рассмотрению согласовательную документацию, полученную в специальных госорганах.

Собранный пакет документов прикладывается к заявлению, заполненному собственником. Форма такого заявления, как и сам перечень требуемых документов, являются одинаковыми для всех федеративных субъектов. Предоставить указанную документацию в местные органы можно лично или путем из предъявления в МФЦ.

В каких случаях отказывают в получении разрешения

В процессе рассмотрения представленных документов представители местной власти имеют правовую возможность отказать в получении требуемого разрешения.

Поводом для этого может послужить:

  • отсутствие одного или нескольких документов, среди тех которые должны были быть предоставлены собственником в силу закона;
  • подача документации с нарушением принципов подведомственности;
  • наличия признаков несоответствия проектной документации по перепланировке тем требованиям, которые предъявлены законодательными актами и стандартами.

При согласовании перепланировки у органов самоуправления может возникать потребность в получении дополнительной информации в рамках межведомственных запросов. Информация, полученная в качестве ответов на такие запросы, также может стать поводом для отказа в согласовании.

При этом у органа, осуществляющего рассмотрение заявление о согласовании переустройства, возникает обязанность об уведомлении собственника об информации, указанной в ответе на запрос, что является основанием для уведомления собственника и предоставления ему 15-дневного срока с целью получения требуемой документации от соответствующих органов.

Основания, послужившие поводом для отказа в согласовании перепланировки, должны быть отражены в предоставляемом собственнику решении, которое может быть обжаловано последним, путем инициирования судебного разбирательства.

Ответственность за самовольные изменения

Собственники, выполнившие самовольную перепланировку, не прошедшую процедуры согласования, несут персональную ответственность, установленную на законодательном уровне.

Органы власти могут обязать такого собственника к приведению самостоятельно переустроенного им жилого помещения в первоначальный вид. Вместе с тем у собственника имеется право узаконить уже выполненную перепланировку судебным решением.

Отказ от выполнения законного требования о приведении квартиры в ранее существовавшее состояние, отсутствие судебного решения, подтверждающего законность перепланировки, является поводом:

  • для публичной продажи такого жилья, в результате которой прежний собственник получает вырученные деньги, за исключением средств, израсходованных с целью исполнения процессуального решения, а новый собственник обязуется предпринять меры по приведению квартиры в первоначальный вид;
  • для того, чтобы обязать нанимателя жилья привести его в ранее существующее состояние.

Право определения сроков, предоставляемых собственникам с целью выполнения работ по приведению жилья в прежний вид, возлагается на орган, согласующий перепланировку.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

About the author

manager

Leave a Comment