Регистрация по месту жительства на территории РФ является обязательной, а её наличие контролируется специальными государственными органами, именуемыми Иммиграционной Службой. Благодаря тому, что каждый человек, постоянно либо временно проживающий в Российской Федерации, стоит на регистрационном учёте в ФМС, МВД с лёгкостью следит за внутренним и внешним перемещением граждан, а также ведёт их учёт.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Любой гражданин РФ имеет право устроиться на работу, даже в случае отсутствия в паспорте отметки о регистрации. Более того, отказ в трудоустройстве со стороны работодателя влечёт за собой административную ответственность: назначаются штрафы и выноситься предупреждение.
Для принятия на новую должность потенциальному сотруднику достаточно предоставить паспорт РФ и необходимый пакет документов. Если он по всем параметрам подходит предприятию, то отказ, причиной которого будет отсутствие прописки, будет являться грубым нарушением закона.
Что говорит закон
Обязательное наличие регистрации не отменяет законного права граждан РФ на свободное перемещение по стране и смены места жительства по желанию.
В соответствии с данным фактом законодательством было введено два вида регистрации:
Постоянная | По месту постоянного проживания. |
Временная | По месту краткосрочного пребывания. |
Первый тип регистрации не имеет сроков окончания действия, а отметка о его наличии ставится в паспорте. Что касательно второго, то такая прописка является временной и выдаётся она на период от трёх месяцев до 5 лет.
Процесс трудоустройства проводится в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и в графе о необходимых документах не сказано об обязательном наличии регистрации, поэтому в случае её отсутствия человека не могут ни уволить, ни отказать ему в принятии на соответствующую должность.
Также в ТК РФ сказано, что приём на работу не может быть сорван по причине наличия у потенциального сотрудника только временной прописки. В этом случае сторонами составляется трудовой договор на минимальный срок — 3 месяца, — и в дальнейшем все бухгалтерские отчёты для ФНС составляются при участии данного документа. Договор можно продлевать столько раз, сколько понадобится, поэтому проблем в сотрудничестве не возникнет.
Отсутствие регистрации не может послужить отказом в трудоустройстве. В противном случае работодатель нарушает законные права граждан касательно свободного перемещения по территории РФ и выбора места проживания.

Какой по закону максимальный срок временной регистрации для граждан РФ — читайте в этой статье.
Можно ли устроиться на работу без регистрации и прописки в паспорте
Законодательством РФ предусмотрено, что все граждане, планирующие проживать за пределами региона, где у них есть постоянная регистрация, более 90 дней, обязаны иметь временную прописку по новому адресу пребывания. Это необходимо для того, чтобы МВД могло беспрепятственно контролировать миграцию в стране.
Однако не всегда люди переезжают в другой город, позаботившись о прописке, так как попросту не желают заниматься документационной волокитой. Это полностью их ответственность, которая чревата административным наказанием в виде штрафа, но отсутствие такой регистрации не может быть причиной отказа в принятии на работу.
Так, если у потенциального сотрудника нет прописки по месту пребывания, но есть регистрация в другом регионе страны — работодатель обязан подписать с ним трудовой договор.
Отказом в этом случае могут быть только следующие причины:
- недостаточный опыт в определённой сфере;
- несовершеннолетие и пенсионный возраст;
- нетрудоспособность;
- наличие увольнений по статье и пр.
Но можно ли устроиться на работу без регистрации и временной прописки? В соответствии с законом любой человек, имеющий российское гражданство, вправе работать и свободно перемещаться по стране в независимости от наличия регистрации.
Также, законодательством предусмотрено, что трудоустройство возможно и при наличии только временной прописки. Так, к примеру, если у соискателя отсутствует регистрация, но есть отметка о месте пребывания, отказ в принятии на работу будет грубым нарушением его прав. Кроме того, имея прописку, человек освобождается от административной ответственности, которая распространяется на граждан, не имеющих регистрации.
Что нужно для трудоустройства
В соответствии с Трудовым Кодексом работодатель при приёме нового сотрудника вправе требовать только определённый перечень документов, установленный законом, а именно:
- паспорт;
- оригинал либо копию трудовой книги;
- ИНН;
- пенсионное удостоверение;
- военный билет или документ о воинском учёте;
- дипломы и свидетельства об образовании;
- медицинская книжка;
- справку о регистрации по месту пребывания.
Паспорт необходим для подтверждения личности, а также с целью установить наличие гражданства у человека. В некоторых случаях общегражданский паспорт можно заменять водительским либо пенсионным удостоверением, но при процессе трудоустройства паспорт РФ является обязательным.
Трудовую книжку необходимо предоставлять для дальнейшего внесения в неё данных о проработанном времени на конкретном предприятии. Если сотрудник устраивается по совместительству, то работодатель не может обязать его сдать оригинал документа. В этом случае достаточно копии книжки, заверенной бухгалтерией с основного места работы.
ИНН в нашей стране обязаны делать только индивидуальные предприниматели и юридические лица, поэтому предъявлять его при трудоустройстве физическим лицам необязательно. Но если предприятие затребует данный документ, то его можно сделать довольно быстро, подав соответствующее заявление в налоговую службу по месту жительства.
Что касательно справки о регистрации по месту пребывания, то её работодатели могут затребовать как с граждан РФ, так и иностранцев, временно проживающих в России. Но можно ли принять на работу без регистрации? Да. Наличие прописки не является обязательным пунктом для трудоустройства, что чётко прописано в Трудовом Кодексе. Поэтому любые требования относительно регистрации и отказ в работе по причине отсутствия прописки — прямое нарушение закона. Исключение — иностранные граждане.
Ответственность и штрафы для работодателя за отказ в приёме
На практике нередко случается, когда соискателю отказывают в рабочем месте по причине отсутствия регистрации. Это связано с тем, что из-за таких сотрудников у работодателей часто возникают проблемы в налоговой отчётности. Но обычно данный факт наблюдается не потому, что у сотрудника отсутствует прописка, а потому, что агенты ФНС по каким-то нелепым мотивам пытаются переложить ответственность самого незарегистрированного человека на его работодателя.
Так, если при заполнении отчёта по уплате НДФЛ в графе о месте регистрации предприятие ничего не указывает, так как прописка у сотрудника отсутствует, налоговый агент всё равно обязан принять документ и провести его вместе с другими поданными отчётами. Дело в том, что в соответствии с законодательством, работодатель не несёт ответственности за место проживания своих работников.
Если Налоговая Служба отказывается принимать отчёт по НДФЛ, то руководителю фирмы или его бухгалтеру следует подать заявление в Минфин на получение письменного разъяснения касательно того, как действовать в таких случаях. В дальнейшем эта бумага поможет уладить спор с ФНС и избежать проблем с подачей отчётности.
Работодатели не несут ответственность за отсутствие у своих сотрудников прописки либо регистрации, но уведомить соответствующие инстанции о факте такого нарушения обязаны. В противном случае тайное станет явью в момент процесса трудоустройства, после подачи документов, и тогда штраф будет неизбежен.
Как оформить прописку
Временную прописку и регистрацию по месту жительства оформить довольно просто.
Для этого гражданину следует обратиться в одну из следующих инстанций:
- в региональное отделение МВД;
- в МФЦ;
- в отделение ФНС.
Что касательно списка необходимых документов, то в него входят:
- паспорт РФ;
- заполненная анкета;
- листок прибытия;
- листок убытия (в случае снятия с регистрации);
- договор аренды жилой площади;
- заявление на получение временной прописки по месту пребывания или постоянную регистрацию.
Скачать образец заполнения заявления о регистрации по месту пребывания
Скачать образец заполнения заявления о регистрации по месту жительства в 2020 году
Анкету и заявление можно заполнить как в офисе выбранного учреждения, так и онлайн, воспользовавшись электронной подачей документов. Также заявление можно отправить почтой РФ, но делать это лучше заказным письмом.
В нём указывается информация относительно адреса проживания и сроки регистрации. Как только данный документ становится недействительным, что происходит по окончании времени проживания, гражданин обязан выехать либо продлить прописку.
Оформление свидетельства о временной регистрации осуществляется со стороны госучреждения бесплатно, так как в этом случае граждане освобождаются от оплаты госпошлины.

Что нужно для временной регистрации в муниципальной квартире — читайте в этой статье.
Узнайте также, можно ли сделать временную регистрацию на почте.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Leave a Comment