Что такое прописка

Термин «прописка» просуществовал до 1993 года (и до 1996 года в Москве), впоследствии был заменён на понятие регистрацию по месту пребывания или жительства. Прописка предполагает прикрепление граждан к конкретной жилплощади, в которой они проживают, что оформлялось с разрешения государственных органов.

Прописка могла действовать как на время, так и на постоянной основе. При СССР (конкретнее – с 1925 по 1993 год) она позволяла устроиться на работу, попасть в учебное заведение и жить в регионе, где она была оформлена. Из-за этого в одних регионах (чаще всего в Москве) оформить регистрацию было сложнее, чем в других.

В новый закон о прописке были внесены некоторые изменения. Теперь на граждан, не получивших регистрацию в установленные сроки, налагается штраф. Кроме того, за регистрацию, проведённую по поддельным документам, жителей нашей страны и иностранных государств могут привлечь к уголовной ответственности.

Образец свидетельства о регистрации по месту пребывания

Образец свидетельства о регистрации по месту пребывания

Инструкция и варианты

Регистрация в квартире происходит по одной схеме. В паспортный стол по новому месту жительства (если прописываются постоянно) или пребывания (временно) либо в МФЦ подают документы, требуемые для получения прописки.

В таком качестве выступают бумаги, подтверждающие статус собственника квартиры, либо согласие владельца жилплощади. Далее составляют заявление и паспорт. В установленную дату удостоверение личности забирают с проставленным штампом о регистрации.

Граждане РФ могут получить прописку в нескольких вариантах:

В новой квартире, полученной по договору Сначала необходимо выписаться из предыдущей квартиры. Затем в паспортном столе в новом месте подаётся заявление о регистрации. Родители заполняют и подписывают заявление за детей младше 14 лет. Дети, достигшие этого возраста, делают это самостоятельно. В нём указывают документ, согласно которому оформляют прописку в новостройке. В этом же заявлении можно заполнить нижнюю графу о снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.

К нему прилагаются:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Свидетельство о рождении детей до 14 лет.
  • Бумага, подтверждающая факт выписки с прежнего места регистрации.
  • Документ, согласно которому квартира является собственностью гражданина. Таковым является выписка из единого государственного реестра недвижимости.
  • Договор, согласно которому было получено право собственности (дарения, купли-продажи и т.д.).

Паспорт, документы и заявление проверят, а удостоверение личности заберут, назначив дату его выдачи с проставленным штампом.

В чужой приватизированной и муниципальной жилплощади В первом случае вновь необходимо убрать регистрацию в прошлой квартире. Далее новый сожитель вместе со всеми собственниками жилплощади пишет заявления: прописывающийся – о временной или постоянной регистрации, а владельцы – о согласии на прописку.

Обе стороны подают документы:

  • собственник прилагает паспорт и выписку из ЕГРН;
  • договор, согласно квартира была оформлена в качестве собственности;
  • регистрирующаяся сторона подаёт листок убытия, паспорт или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет).

Лицам будут возвращены все документы, но у прописывающегося на время заберут паспорт, объявив срок получения. Если он был ранее выписан, то его могут зарегистрировать за день. Когда прежняя прописка остаётся в силе, новая регистрация займёт до двух недель.

Для регистрации в не приватизированной квартире понадобится разрешение Департамента управления имуществом и заявление о намерении прописать постороннего гражданина. Желание будет одобрено, если на каждого прописанного человека выделяется площадь, равная учётной норме территориального образования.

К заявлению прикрепляют:

  • подтверждение выписки с прежней жилплощади;
  • договор о найме жилья;
  • паспорта и свидетельства о рождении для несовершеннолетних детей;
  • разрешение муниципалитета (в случае, когда прописывают человека, который не является ничьим родственником для всех жильцов).

Если предоставленную квартиру было решено приватизировать, тогда каждый зарегистрированный в ней гражданин становится частичным собственником.

Прописка без присутствующего владельца Есть два способа прописаться в отсутствии собственника, но с его согласия:

  • Получив от него доверенность в пользу какого-либо лица, заверенную нотариусом. Такой человек от имени собственника подготовит заявление, подтверждающее согласие доверителя на прописку другого лица в квартире.
  • На основе заверенного нотариально заявления. Если собственник по каким-либо причинам не может самостоятельно подписать бумагу, тогда нотариус на месте оформляет заявление на прописку нового сожителя. Может быть назначен рукоприкладчик, который собственноручно подпишет документ от имени собственника.
Посредством портала Госуслуги в сети Прописка через Госуслуги осуществляется после того, как вы зарегистрируетесь на портале и откроете личный кабинет. В нём вы заполните необходимые поля, указав в них свои данные. Заказав регистрацию, вы становитесь в очередь до получения оповещения (до 3 рабочих дней), после чего необходимо будет посетить МФЦ (также отводится 3 дня), заполнив там заявление и прикрепив необходимые документы. Плюс в том, что для граждан РФ постановка на учёт посредством Госуслуг является бесплатной.

Образец справки о прописке

Образец страницы с пропиской в паспорте

Образец страницы с пропиской в паспорте

Порядок оформления, сроки и цена

Чтобы зарегистрироваться, вам понадобится:

  1. Подготовить обязательный пакет документов с копиями. В него входят заявление, паспорт, подтверждение выписки с прошлого места жительства, основной договор и согласие собственника.
  2. Подать заявление о получении прописки.
  3. Отправить всё это в МФЦ, паспортный стол или ФМС.
  4. По окончанию регистрации забрать паспорт, в котором стоит отметка о том, что человек действительно прописан в квартире.

Выписавшись с прошлой квартиры, необходимо зарегистрироваться:

  • в течение 7 дней при оформлении постоянной прописки;
  • временную прописку можно получить в течение 90 дней.

Если человек подаёт заявление в ФМС самостоятельно, тогда его регистрируют бесплатно.

Можно оформить регистрацию и в сети Интернет на едином портале государственных услуг. Прописка через Госуслуги также требует подготовки документов и подачи их в электронном варианте. Но всё же затем придётся посетить местное отделение для того, чтобы вам проставили штамп в паспорте.

Когда регистрируется новорождённый ребёнок, понадобится подготовить свидетельство о рождении ребёнка. Его выдают в местном ЗАГСе. Далее его относят в паспортный стол, заполняя там заявление о регистрации новорождённого.

К нему прилагают свидетельство о заключении брака, паспорта родителей, выписку из домовой книги или сама домовая книга (в зависимости от того, прописывают ребенка в квартиру или частный дом). Также подают справку о состоянии счёта жилья, в которое регистрируют малыша. Для некоторых документов готовят копии.

Ребёнок регистрируется на место жительства матери или отца. Если они находятся без права на жилплощадь, тогда прописать ребёнка в квартиру не получится. Родителям назначают день, в который необходимо забрать документы, удостоверяющие их личность и рождение ребёнка.

Образец заполнения заявления о регистрации по месту жительства

Образец заполнения заявления о регистрации по месту жительства

Образец заявления на временную регистрацию

Образец заявления на временную регистрацию

Иностранец и гражданин РФ

В чём разница между регистрацией иностранных граждан и жителей нашей страны? Законодательство нашей страны допускает следующие виды регистрации.

Иностранцам можно регистрироваться только временно:

  • На 90 дней или на период действия визы с возможность продления. Оформляется в службе миграционного учёта.
  • Регистрация по месту проживания на время действия разрешения на временное проживание (3 года без возможности продления) либо вида на жительство (5 лет с возможностью продления).

Для граждан РФ:

  • Временная регистрация по месту жительства (5 лет с возможностью продления).
  • Постоянная регистрация по месту проживания. Под ней обычно подразумевается понятие прописка.

Особенности для Москвичей

Получить московскую прописку можно разными путями – как платно, так и бесплатно.

На это влияют такие факторы, как:

  • место жительства и тип жилплощади;
  • сроки оформления регистрации;
  • отсутствие прочих нарушений и штрафов.

Постоянная цена за получение прописки не установлена. Оформление всех документов обойдётся в 50 000 рублей, в подмосковных районах – 30 000 рублей.

Порядок оформления схож с общим алгоритмом, действующим по всей стране:

  1. Сначала необходимо выписаться из предыдущей квартиры.
  2. Затем подать заявление о регистрации в ФМС со всеми необходимыми бумагами.
  3. В конце забрать паспорт с печатью.
Для регистрации в квартире, принадлежащей родственникам, потребуется их заявления о согласии на получение прописки. В муниципальное жильё можно поселиться только с разрешения администрации города.

Получив Московскую прописку, вы обеспечиваете себя несколькими преимуществами:

  • льготами, выплатами и надбавками (например, к пенсии);
  • повышенную стипендию для обучающихся;
  • малоимущие получают бесплатный проезд в муниципальном транспорте.

Последствия для собственника

В случае, когда собственник жилплощади даёт разрешение на бессрочную регистрацию другим лицам, он получает ситуацию, при которой:

  • Лишить регистрации гражданина нашей страны возможно с его разрешения или согласно судебному решению.
  • Зарегистрированное лицо может проживать в этой жилплощади. Как минимум, он сохраняет прописку.

Временная прописка для наших и иностранных граждан по месту жительства регулируется в договоре о найме или бесплатном пользовании жилплощадью.

Соглашение позволяет закрепить взаимоотношения между участниками и свести риски к минимуму. Можно указать срок действия регистрации и проживания, распределить обязанности ремонта квартиры между сторонами, оплату коммунальных услуг, также есть возможность досрочного расторжения и т.д.

Но будет ошибкой полагать, что временно зарегистрированный сожитель сможет присвоить недвижимость себе. Он получает только право пользования (он может проживать в квартире и пользоваться жилищно-коммунальными услугами). Собственник остаётся владельцем помещения.

Возможные риски

Прежде всего, теперь за проживание без постановки на учёт гражданина могут привлечь в административной ответственности (согласно КоАП).

Для начала стоит рассмотреть саму квартиру, в которую человек намерен вселиться. Она должна находиться по указанному адресу, в нормальном состоянии (а не подходить под аварийное жильё). Лучше поинтересоваться о том, какое мнение сложилось о собственниках жилья. Необходимо получить согласие собственника на регистрацию в его квартире.

Проведя такие действия, вы минимизируете риски того, что:

  • дом находится в указанных границах и обладает обозначенными характеристиками;
  • деньги на оформление прописки не будут потрачены зря;
  • квартиру могут в скором времени продать, выписав всех жильцов в принудительном порядке через судебные инстанции;
  • вы пропишитесь в доме, который планируют уничтожить.